Модерн — порыв, застывший в металле

Маскарон на доме Зингера, Санкт-Петербург

Стиль модерн сверкнул в истории декоративно-прикладных искусств, как метеор – ярко и недолго. На рубеже XIX-XX веков этот стиль, с его кривыми ассиметричными формами стал настоящим воплощением духа того времени – неспокойного, бунтарского.

Истоки стиля, как считается, лежат в Англии, хотя глобализация даже тех времен быстро разнесла новую эстетику по всему свету. Модерн развивался одновременно и как художественное направление, и как целая философия восприятия окружающего мира. Такой фундаментальный подход вылился в новые идеи и формы, которые в свою очередь потребовали новых материалов и технологий. Металл получил в этом новом течении заметную роль – возможно даже самую заметную за всю историю использованию железа в архитектуре и искусстве. Растительные, «органические» мотивы, пронизывающие произведения модерна от и до, нашли в лице металла идеальный материал. Прочный, гибкий и пластичный, металл позволяет создавать любые формы, отражать любые чаяния души художника.

Металл использовался не только в качестве декора, но и как полноценный строительный материал – этому способствовало развитие стальной промышленности. Несущие конструкции из металла и железобетона не просто выполняли утилитарную функцию, но и выступали, как декоративные элементы сами по себе. Гибкие и динамичные линии модерна нашли в металле идеального союзника.

Художники-кузнецы, имея к началу XX века за плечами солидный багаж приемов, инструментов, технологий, и налаженное взаимодействие с архитекторами на уровне замыслов, расцветили модернистские постройки и произведения так, как, вероятно, никогда прежде.

Художественное оформление здания металлом вышло на принципиально новый уровень вместе с модерном. Теперь декор не упирался только в решетки, ограждения и элементы освещения. Из металла создавались под час целые постройки. Безусловно, ограды, решетки остались, а к ним добавились карнизы, лестницы, оранжереи, целые скульптурные композиции, даже водосточные трубы – все это оформлялось с применением художественного металла.

Балкон дома Кшесинской, Санкт-Петербург
Скульптурная композиция на доме Зингера, Санкт-Петербург

Колыбелью и главным сосредоточением произведений модерна в России является, разумеется, Санкт-Петербург. Здесь в большом количестве и практические нетронутом виде сохранились лучшие образцы творений той эпохи. Пожалуй, главные и самые известные памятники модерна – это Дом Зингера и Магазин купцов Елисеевых. Их можно разглядывать часами, изучая эстетику этого стиля. Эти два здания вобрали в себя практически все отличительные черты, характерные для архитектуры модерна – тут и масштабное остекление, и необычные формы несущих конструкций, и, разумеется, летящие, динамичные узоры и орнаменты, исполненные в металле. Все эти детали перекликаются между собой, образуя единое целое – дышащее, наполненное внутренним движением и мощной жизненной энергией.

В Петербурге еще много зданий полностью или частично воплощающих в себе модерн – недавно отреставрированный универмаг у Красного моста, особняк М. Кшесинской, несколько доходных домов в центре города.

Мастера модерна всегда находились в творческом поиске, запросто шли на самые разные эксперименты, проявляя тем самым сложный и противоречивый дух переломного исторического времени. Модерн, как крупное художественное течение иссяк также быстро, как и развился, но его наследие дало толчок к развитию новых стилей. Многие идеи модернизма перетекли в конструктивизм, ар-нуво и множество других новых эклектичных стилей. И по сей день можно встретить произведения, вдохновленные этим ярчайшим и по-настоящему неугомонным стилем.

03
Дом у Красного моста, Санкт-Петербург
10
Особняк Кшесинской, Санкт-Петербург
02
Дом Зингера, Санкт-Петербург