Готика – эстетика средневековья

Собор Парижской Богоматери, Париж
Собор Парижской Богоматери, Париж

Готика – художественный стиль, зародившийся во Франции (а не в Германии, как принято считать) в XI – XII веках. Возникновению этого направления способствовали технологические достижения в архитектуре, связанные с принципиально новым подходом к созданию сводчатых покрытий зданий. Новая конструкция сводов – с нервюрами и контрфорсами, значительно отличалась от стоечно-балочной системы античной и романской архитектуры. На новое веяние в архитектуре откликнулись и декоративно-прикладные дисциплины, в том числе и ковка. Пластичность металла позволяла создавать сложные ажурные орнаменты, заключенные в простые, четкие и стремительные линии, добиваясь тем самым общего стилевого единства готических ансамблей.

Превосходно сочетающиеся функциональные и декоративные свойства обусловили широкое применение металла во времена господства готики. В частности, кованое железо стало использоваться не только в качестве соединительных изделий (гвозди, скобы, заклепки), но и в производстве декоративных решеток, шпилей, флюгеров, а также разнообразной фурнитуры – петель, затворов, дверных колец, замков. В кузнечном цехе стали выделяться более узкие специализации – мастера по курантам, замочники, изготовители печной арматуры, мастера по декоративным изделиям.

Собор Карла Великого, Аахен
Собор Карла Великого, Аахен
Решетки на доме в Готическом квартале, Барселона
Решетки на доме в Готическом квартале, Барселона

Лучшими мастерами готического периода славились Германия, Австрия и Чехия (отсюда и пошло распространенное мнение о том, что именно Германия является колыбелью готики). Можно с уверенностью сказать, что именно в это время ковка становится не просто ремеслом, а вырастает в самостоятельное декоративно-прикладное направление. Для готического искусства характерно сосуществование двух типов орнамента: растительного и абстрактно-геометрического. В основе натуралистических растительных орнаментов – многолепестковые ветви, трилистники, лилии, аканты, фиалки и многое другое. Подобные орнаменты в сочетании с вытянутыми стрельчатыми арками и заостренными навершиями являются одним из главных признаков готики в ковке. В качестве основы кованого кружева используются волюты, чаще всего располагающихся симметрично.

Дальнейшее развитие кузнечного ремесла в русле готики впечатляет богатством форм и удивляет фантазией мастеров. В растительные орнаменты решеток вплетаются надписи и даже сцены из религиозных сюжетов. Редкое для такого масштабного направления стилистическое единство во всех художественных ремеслах позволяло создавать ансамбли в масштабах целых городов того времени. Действую по принципу масштабирования деталей кузнецы нередко заимствовали формы из архитектуры, скульптуры и даже ткачества. Решетки, ворота, козырьки, карнизы, фонари и даже ручки, петли и затворы – все это создавалось в едином стилевом пространстве, оставляя впечатления гармонии.

Улица Готического квартала, Барселона
Улица Готического квартала, Барселона
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва

К XV веку готика была распространена по всей Европе, а позже даже успела перемахнуть за океан в Новый Свет, преимущественно в виде католических церквей. Гегемония стиля стала спадать, на смену пришел классицизм – более спокойный и гораздо менее декоративный. Следующие несколько веков как в архитектуре, так и в декоративно-прикладных искусствах развивались идеи классицизма. Но готика не исчезла совсем – в XIX веке, на волне историзма, сформировалось неоготическое направление, которое захлестнуло даже Россию. Церковь Александра Невского в Санкт-Петербурге, Дом Севастьянова в Екатеринбурге, Церковь Святой Троицы в Гродненской области – все это характерные примеры русской неоготики. Кузнецы стряхнули пыль веков с художественных приемов готики и вновь стали создавать яркие, богатые формами и деталями изделия. В дальнейшем, готика так или иначе почти всегда проникала в эклектические стили. Многие современные мастера-кузнецы и по сей день обращаются к готическому направлению именно из-за его акцентированной самостоятельности – вы никогда не спутаете готику ни с чем другим!