Ампир — стиль воина-победителя

Наша следующая историческая остановка — век XIX, стиль ампир.

Вандомская колонна
Вандомская колонна, Париж

Ампир, как самостоятельное художественное направление появился во Франции в начале XIX века, во времена правления Наполеона Бонапарта. Основой стиля послужил античный классицизм римского толка – отражающий идеалы войны и победы. Амбициозности французского императора как нельзя лучше соответствовала эта античная, пафосная и помпезная эстетика воина-победителя.

Характерные признаки ампира – это строгая, симметричная композиция, монументальность, сочетание простых геометрических форм с военными атрибутами и эмблемами. Также ампиру свойственна композиционная целостность ансамблей – площади, триумфальные арки с парками, целые кварталы. Крайне редко можно встретить какое-либо произведение в этом стиле само по себе.

Что касается использования металла, то во времена ампира этот материал применяется чрезвычайно активно. Из него делают решетки, ограды, лестницы и перила, фонари, мосты и целую россыпь различного внутреннего и внешнего декора. Идеологические особенности ампира предполагают строгую иерархичность элементов, поэтому особое внимание уделялось целостности взаимодействия декоративных элементов из металла с общим архитектурным решением тех построек, где они применялись. Господствующие элементы орнамента – прямоугольники, меандры и окружности. Декоративные мотивы в основном связаны с древнеримским военным снаряжением – мечи, щиты, шлемы, секиры, копья, топоры. И безусловно атрибуты воинской славы – лавровые венки и лиры.

Триумфальная арка на площади Каррузель, Париж
Ограждение Иоанновского моста, Санкт-Петербург

Композиция применяемых в ампире орнаментов всегда строго центрична и симметрична. За основу чаще всего выбирался квадрат, со вписанной в него окружностью. Помимо прямых линий, широкое распространение также получил орнамент из взаимопересекающихся кругов или овалов. Вообще говоря, ампир получился весьма локальным художественным направлением – за пределы Франции он мигрировал только лишь в Россию в XIX веке. Этот триумфально-помпезный стиль Российская империя переняла после победы в войне 1812 года. В России, а если быть точнее – в Петербурге, ампир развился в самобытный стиль. Не будучи связанным строгими канонами, установленными французскими архитекторами, на берегах Невы сформировался, так называемый «петербургский ампир» — блестящее художественное направление, оставившее серьезный след в облике города. Огромное количество изделий именно из металла — оград, перил, элементов городского убранства в историческом центре Петербурга изготовлены именно в этом стиле.

Перила Пантелеймоновского моста, Санкт-Петербург
Перила Пантелеймоновского моста, Санкт-Петербург
Ограда и ворота Михайловского дворца, Санкт-Петербург
Ограда и ворота Михайловского дворца, Санкт-Петербург
Rqud_QKzC_c
Перила Большого Конюшенного моста, Санкт-Петербург

К ампиру впоследствии обращались и в СССР — и если до войны масштабы были не столь велики, то после 1945 года пафос победителя стал четко прослеживаться в архитектуре. Советский образчик стиля стал весьма заметным культурологическим и художественным феноменом.

У ампира вполне устоявшаяся и недвусмысленная репутация и способ художественного выражения. Декоративная насыщенность изделий в этом случае куда меньше, чем, например, в барокко. Однако размах ампирных ансамблей зачастую затмевает даже избыточность барокко. Когда мастера – кузнецы, художники, архитекторы обращаются к этом стилю, они преследуют достаточно понятную цель – сформировать ощущение приверженности традициям и, разумеется, пафосного триумфа. И лучше способа это реализовать просто не найти.