Барокко в художественном металле

Золотые Ворота Екатерининского дворца, Санкт-Петербург
Золотые Ворота Екатерининского дворца, Санкт-Петербург

Мы начнем серию наших экскурсов в историю кованого металла с поистине золотого времени – эпохи барокко. Под названием «барокко» традиционно понимается западноевропейское искусство XVII-XVIII века. Истоки этого стиля восходят к Италии конца XVI века. Оттуда барокко достаточно быстро проникло и в другие европейские страны, вытесняя ренессансный классицизм и готику.

Основой художественного языка барокко стала динамичность и сложность форм. Стремление к роскоши, разнообразию убранства и большим пространствам – все это присуще архитектуре тех лет. Характерным материалом барокко стал металл – в частности, железо и бронза. Стремительные скульптурные композиции и изощренные орнаменты дворцовых решеток можно назвать визитными карточками барокко, наряду с яркой живописью и роскошной лепниной фасадов.

Входная группа замка Бельведер, ВенаWien, oberes Portal
Входная группа замка Бельведер, Вена
Решетка на Королевской площади, Нанси​
Решетка на Королевской площади, Нанси​

Художественный металл в эпоху барокко получил мощный импульс для развития – этому способствовало масштабное светское строительство. А тяга к украшательству вылилась в создании большого количества решеток – кованых оград парков, балконов, лестниц. Можно без преувеличения сказать, что это был золотой век кузнечного ремесла.

Кузнецы того времени тесно сотрудничали с архитекторами, и это обусловило стилевое единство ансамблевых форм. Стилистическая пышность стиля барокко позволила мастерам кузнечного цеха расширить базу материалов – в ход шли прутья и квадратного, и круглого сечения, равно как и полосы, и листовой металл. Отходя от строгих классических форм, мастера сочетали все материалы в одном изделии, в результате чего мы и получили эти динамичные, подвижные орнаменты так характерные для барокко.

Основные принципы стиля барокко, заложенные его основателем Джованни Бернини, легкость и подвижность, как нельзя лучше нашли отражение в работе с металлом. Фактически тяжелые и массивные конструкции предстают перед нами, как невероятно воздушные, будто парящие в воздухе.

Если рассматривать типичные элементы решеток в стиле барокко, то можно отметить также развитие формы акантового листа, который в классической архитектуре присутствовал лишь на капителях колонн. Барокко вдохнуло в этот мотив новую жизнь – лист пошел виться вдоль прутьев, принимать различные орнаментальные формы.

Возможно самая грандиозная стройка, где в самом расцвете предстал художественный металл эпохи барокко, это реконструкция дворца Людовика XIV в Версале. В то время при дворе французского монарха работал выдающийся художник-орнаменталист Жан Берен, чьи рисунки легли в основу эскизов для решеток и балконов Версальского дворца. И по сей день так называемые беренады – орнаменты Жана Берена – остаются образцом барочных орнаментов.

Уровень технического оснащения и мастерства французских кузнецов XVIII века был чрезвычайно высок даже по современным меркам. На этот период приходится масса превосходных творений из металла: входная группа в замке Бельведер в Вене, лестница во дворце Аугустусбург в Брюле, ворота Королевской площади в Нанси. К сожалению, немало произведений того времени погибло во время войн и революций, оставшись запечатленными лишь на картинах и гравюрах.

Лестница в замке Аугустусбург, Брюль
Лестница в замке Аугустусбург, Брюль

Русское барокко в силу ряда причин имеет свои неповторимые черты, которых нет в европейском металле. Барочные металлические изделия встречаются, как правило, в Москве и Петербурге, как основных центрах культуры и искусства России. Как характерный пример русского барокко в металле можно привести решетку церкви св. Екатерины на Большой Ордынке. Такие высокие и массивные ограды характерны именно для России. Помимо обычных для барокко растительных орнаментов в оформлении решеток просматриваются национальные черты – накладки в виде многолучевых звезд и масок зверей. Ярчайший пример барочной ковки в Санкт-Петербурге – решетки Екатерининского дворца в Царском селе за авторством Франческо Растрелли.

Свое триумфальное шествие по Европе стиль барокко завершил к концу XVIII века, сначала преобразовавшись в вычурный рококо, а затем и вовсе уступив место спокойному классицизму. Однако за в общем-то недолгий по меркам архитектуры срок, этот стиль оставил потрясающие наследие в виде сложных и динамичных форм, вдохновивших многих мастеров в дальнейшем на новые смелые свершения.